Не могу сказать, что большой знаток линукса, но использую его на серверах и своей рабочей станции около двух лет. Большое количество любителей разных дистрибутивов советуют возьми то или это новоявленному любителю свободной оси, упирая на абсолютно разные аспекты. Обсуждаются вопросы реального использования в корпоративном секторе, строятся прожекты и т.п.
И на этом фоне меня просто поразил факт, произошедший в Волгограде, где учебным учреждениям был "втюхнут", иначе не могу сказать, очередной свободный дистрибутив. Подробности ниже. Что читающие этот форум люди думают о произошедшем?
---------------Цитата из рассылки freeschoo (речь идет о специализированном дистрибутиве для учебных учреждений SchoolJunior)---------------------------------
Доброй всем ночи.
>
> Хотелось бы сразу сказать, что данное письмо я попытаюсь написать
> без всех тех эмоций, которые я имел. (И не только я один).
>
> Сразу несколько вопросов.
>
> 1. Кто (фамилии) создал этого зверя (SchoolJunior)?
> 2. Кто (фамилии) отвечает за настройку и тестирование системы до
> поставки в конечные точки (города)?
> 3. Сколько времени создавался SchoolJunior?
> 4. Кто придумал схему поставок, схему поддержки, схему системы?
> 5. Где-нибудь это все тестировалось, в реальных условиях???
>
> Общее впечатление одно: либо решение предоставляемое ALTLinux --
> это супер-пупер система, которую не понять смертным, простым и не
> очень, либо же это бред, который делался за неделю в перерывах
> между праздниками.
>
> Список того, что мы считаем багами.
> 1. Ошибка в /etc/X11/XF86Config-4 на ученических компьютерах.
> Решение
> subst 's/winkeys/,winkeys/' /etc/X11/XF86Config-4
> 2. Полная хрень в /etc/sysconfig/network-scripts/ifcf-eth0
> Результат вывода /sbin/ifconfig выдавал приблизетельно
> следующее:
> ip-address 192.168.0.5 netmask 213.89.0.250 broadcast
> 255.255.255.0
> Как оказалось, в строке BROADCAST было приблизительно
> следующее 22252.2522.255.2255
> 3. Отсутствует genbasedir: нет пакета apt-utils
> 4. У пользователя root и teacher один и тот же пароль, маленький
> и глупый. Ученики скоро будут знать его, если еще не знают.
> (Это отдельная история о ней позже)
> 5. Не стартует mysqld (нет /etc/localtime). Падает на выполнении
> скрипта /etc/chroot.d/mysql.conf
> 6. Отсутсвует direct rendering на ученических машинах.
>
> Далее идут мысли и эмоции.
>
> Сейчас на математическом факультете Волгоградского
> Государственного Университета реализована следующее решение на
> базе дистибутивов АLTLinux:
> 11 пользовательских станций, с 300-стами пользователей
> (числется), реально людей 50-100 постоянно исползуют систему.
> Реализованна ldap-авторитизация (отдельно стоит сервер с ldap,
> sambа, nfs для домашних директорий преподавателей и еще по
> мелочи), отдельно сервер с домашними директориями пользователей
> +squid+маршрутизация. Клиенты "вылизанные" до почти полной
> автономности. Серверами заведает один, два человека, в основном
> просто контроль. Клиентами занимается девушка лаборант, в linux'е
> немного понимающая. Все это в течении вот уже второго года
> работает без всяких проблем, как для админов так и для
> пользователей. Они счастливы предоставляемому разнообразию и
> удобству, мы счастливы простотой обслуживания.
>
> После проведения семинара для учителей 15 Октября 2004 Тарасом
> Абламским, часть учителей прослушила курс по Linux, на котором я
> присутсвовал. Радость и удовольствие полученное ими от общения с
> системой были огромной. Как раз произошло обновление клиенто с
> ALM2.2 до ALM2.4. Учителя (среди них и бабушки), которые ничего
> раньше про linux не знали, быстро освоились и с легкостью
> работали с различными приложениями, особенно с играми (шитом стал
> tuxpuck)

> все проще и лучше. Я собственно это тогда не понимал и удивлялся,
> каким-то глупым впечатления и вопросам. "Ну, это же ALT, у них
> всегда вроде дистрибутивы хорошие и одинаковые +- пару пакетов"
> -- так я думал.
>
> В общем, сегодня я и Тарас были в одной школе, к счастью сеть
> была в одном классе проложена, но не подключина. С этой проблемой
> разобрались быстро, а вот дальше все как в кошмарном сне.
> Сложилось впечатление, что кто-то из linux'а попытался сделать
> windows98 и это у него получилось очень даже ничего. Кто придумал
> одного пользователя на всех? Это как? Это почему? А фишка с
> одинаковым паролем для teacher и root? Вы считаете, что учителя
> не смогут запомнить два пароля? Кто разрабатывал схему тех.
> поддержки? ЭТО УЖАС. Как расчитывается исправлять уже имеющиеся
> баги и те что возникнут? В нашем городе этим вроде занимается
> какая-то контора, связаться с ними не удалось. Но их познания в
> linux вызывают большие подозрения: Не печатал принтер, в школу
> вызвали человека из этой компании, после чательного тыканья в
> KDE, с успехом была получена тестовая страница, но до в течении
> следующего часа, человек не сообразил выбрать в параметрах печати
> в OpenOffice настроенный принетр. Та же учительница, что вызывала
> этих ребят из тех. поддержки, при нас по бумажки, постовляемой с
> дистрибутивом за 15 минут добилась невероятного -- заставила
> принтер печатать.
>
> Огромная проблема с шрифтами: их мало, те что нормально
> отображают русский язык всего два или три. При увеличении
> размеров шрифтов, они пропадают, наезжают буквы и так далее. Вы
> знаете, некоторые дети чуть ли не плакали, когда у них ничего не
> получалось при создании призентаций.
>
> Как объяснить наличие большого колличества клиентов (ftp,
> почтовых, instant messanger'ов и т.д.) и отсутсвие серверов???
> Это кто вообще придумал? Зачем вообще были нужны клиенты, если с ними
> ничего сделать нельзя. Либо нет сети, а если и есть, то нет в
> дистрибутиве даже возможности установить сервера? Пришлось
> пересобирать из исходников ALM2.4 bind, jabber, vsftpd и плюс
> пару мелких вещей, без которых и говорить сегодня о linux не стоит:
> nmap, zsh, mutt. Почему старая версия psi в дистрибутиве. И
> вообще где исходники???
>
> Мне просто подконец стало стыдно за то, что было установлено в
> школах. Вы знаете, это самое обидное, что после всех твоих
> уверений, что linux -- это дружилюбная, понятная и более менее
> безглючная система, находишь там такое.
>
> На мой взгляд, если так и дальше будет продолжаться и в школы
> Южного региона поедет эта система, то кроме отрицательных эмоций
> ничего другого мы не получим. Хорошо, что у нас в городе есть
> хотя бы 3-4 человека, которые могут приехать и исправить большую
> часть проблем, перенастроить все это, обучить и так далее. Хотя
> вроде этим должны занимать другие люди, которым за это платят.
> Если это решение приедет в город, где не будет людей, с нужной
> квалификацией и способных потратить на это свое время, то linux
> станет самой ненавистной операционной системой для всех:
> учителей, учеников, поставщиков, техподдержки, руководства города
> и так далее.
>
>
> Ладно, эмоции закончились, другие добавят и поправят меня.
>
> По городу гуляют два слуха.
> 1. Администрация хочет закупить MustDie для школ и вроде уже
> договорились с представителями от Microsoft о значительном!!!
> снижении цен на ее продукцию.
> 2. Что в течении двух лет нельзя ставить другую ОП на эти
> компьютеры.
>
> По поводу первого слуха, вроде правда, только деньги пока не
> нашли.
>
> По поводу второго. Где можно узнать о том, на каких правах
> предаставлялись компьютеры в школы, у нас об этом все молчат, от
> учителей, до зам. кого-то там в городской администрации по
> инф. технологиям.
>
> Какие действия VLUG может предпринять, если узнаем, что в
> какой-то конкретной школе снесли на машине linux и поставили
> windows?
>
> Можно ли устанавливать на машины c linux лицензионный windows?
> И что будет, если linux при этой операции умрет (просто затрется
> загрузчик или swap раздел умрет)?
>
> Я извиняюсь за столь сумбурное и эмоциональное письмо, но если до
> кого-то из тех кто считает, что такая ситуация или такое
> предоставленное решение для школ нормальное, не дошло что, они
> сотворили, то приезжайте к нам в город, мы отправим этого
> человека в ближайшую школу и пусть он сам почувствует на себе,
> как это: исправлять ошибки кривого конвеера, кривого
> дистрибутива, обычных багов присущих почти всем дистрибутивам
> ALTLinux, при этом объяснять учителям, что такое linux, и почему
> в данном конкретном случаи он не работает, не предаставляет тех
> же возможностей, что и Windows и т.д. и т.п.
>
> Всем большое спасибо. Надеюсь, что письмо не будет
> проигнорировано, а ошибки начнут исправляться.
> _______________________________________________
> Freeschool mailing list
> Freeschool@linux.ru.net
> https://lists.linux.ru.net/mailman/listinfo/freeschool
------------------------------------------------
Спасибо.